Басни

Басни по авторам
 

Осел во львовой коже


Осел, одетый в кожу львову,
Надев обнову,
Гордиться стал
И, будто Геркулес, под оною блистал.
Да как сокровищи такие собирают?
Мне сказано: и львы, как кошки, умирают
И кожи с них сдирают.

Когда преставится свирепый лев,
Не страшен левий зев
И гнев;
А против смерти нет на свете обороны.
Лишь только не такой по смерти львам обряд:
Нас черви, как умрем, ядят,
А львов ядят вороны.

Каков стал горд Осел, на что о том болтать?
Легохонько то можно испытать,
Когда мы взглянем
На мужика
И почитати станем
Мы в нем откупщика,
Который продавал подовые на рынке
Или у кабака,
И после в скрынке
Богатства у него великая река,
Или, ясняй сказать, и Волга и Ока,
Который всем теснят бока
И плавает, как муха в крынке,
В пространном море молока;
Или когда в чести увидишь дурака,
Или в чину урода
Из сама подла рода,
Которого пахать произвела природа.

Ворчал,
Мичал,
Рычал,
Кричал,
На всех сердился, —
Великий Александр толико не гордился.
Таков стал наш Осел.
Казалося ему, что он судьею сел.

Пошли поклоны, лести
И об Осле везде похвальны вести:
Разнесся страх,
И всё перед Ослом земной лишь только прах,
Недели в две поклоны
Перед Ослом
Не стали тысячи, да стали миллионы
Числом,
А всё издалека поклоны те творятся;
Прогневавшие льва не скоро помирятся;
Так долг твердит уму:
Не подходи к нему.

Лисица говорит: «Хоть лев и дюж детина,
Однако вить и он такая же скотина;
Так можно подойти и милости искать;
А я-то ведаю, как надобно ласкать».
Пришла и милости просила,
До самых до небес тварь подлу возносила,
Но вдруг увидела, все лести те пропев,
Что то Осел, не лев.
Лисица зароптала,
Что, вместо льва, Осла всем сердцем почитала.

Другие басни
Пчёлы и Трутни (Басни Толстого)
Скупой (Басни Сумарокова)
Обезьянка и птенец (Басни Леонардо да Винчи)
Лев и Осел (Басни Сумарокова)
Ворона и Лисица (Басни Крылова)

Осел во львовой коже - басня Сумарокова - читать онлайн

Басня - это небольшой рассказ, в иносказательной форме описывающий ситуацию, которая обнаруживает недостатки одних героев и положительные качества других. Именно на этом противостоянии построен конфликт и становится видна мораль всей истории.

В баснях используются преимущественно образы предметов или зверей, наделенных определенными человеческими чертами, как положительными, - трудолюбием, мужеством, храбростью, добротой, так и отрицательными, - глупостью, ленью, невежеством или хвастовством.

В любой басне под маской конкретного персонажа всегда скрывается человек, обладающий, как правило, одним, но ярко выраженным качеством. Поэтому необходимо учиться читать басни правильно, четко представляя, что хотел сказать этим сравнением автор. В баснях всегда есть мораль, некий вывод, который подводит итог повествованию.

Читайте на нашем сайте Басни Крылова, Басни Толстого, Басни Михалкова, Басни Ломоносова, Басни Лафонтена, Басни Эзопа, Басни Хемницера, Басни Дмитриева, Басни Леонардо да Винчи и Басни Сумарокова.